Интервью и мнения
Комплекты наград
11.08.2016
Наш репортаж

Наш репортаж | В поисках вдохновения: Государственный музей спорта

В поисках вдохновения: Государственный музей спорта

Художественно-производственная студия ART4you продолжает рассказывать о том, где искать вдохновение для изготовления уникальной наградной продукции для спортивной сферы. Здесь краткий очерк о посещении нашими дизайнерами Государственного музея спорта в Москве. Обо всём увиденном можно написать трактат, но расскажем о самом важном – о дизайне спортивных наград!


Идея посетить Музей спорта возникла у нас во время участия в выставке «Спорт-2016», именно там мы познакомились с Великим хранителем и энтузиастом своего дела Ириной Борисовной Дзидзигури, которая представляла музейную экспозицию на этой площадке. Слово за слово, постепенно знакомство переросло в очень интересную беседу об искусстве в изготовлении Наград. Да-да, именно об искусстве, потому что всё, что делается для истории и имиджа государства должно иметь статус произведения искусства. Мы были единодушны в том мнении, что для церемоний награждения, особенно национального и мирового значения, не подходят однотипные конвейерные изделия. И государственный музей спорта, созданный под патронажем Министерства спорта РФ, собрал наглядные образцы спортивных трофеев, которые по праву можно назвать национальным достоянием.

Для нас, посвящающих свою работу изготовлению уникальных, штучных призов и наград, всегда существует потребность расширять свои горизонты в изучении стилей, тенденций, направлений и специфики дизайна наградной атрибутики. А спортивное направление в этом отношение в нашей стране наиболее развито и наиболее широко представлено в историческом ракурсе.

По этой причине Студия ART4you создала проект, рассказывающий о разных источниках вдохновения, куда можно отправиться за новыми идеями. В прошлый раз мы писали о том, почему стоит изучать историю спортивных наград и о том, на что следует обратить внимание в Музее спортивной славы Сочи. Об этом вы можете прочитать в нашем материале «Оригинальные спортивные награды: где искать вдохновение?»

Государственный музей спорта — начинание уникальное в своем роде. Экспозиция рассказывает об истории отечественного спорта и о его героях. Самые старые предметы коллекции — еще из дореволюционной России. Всего сегодня в фондах музея более 80 тысяч экспонатов, причем 300 из них не имеют аналогов в мире. Мы опять же не будем рассказывать обо всей коллекции, осветим только то, что интересно нам как производителям сувенирной продукции, а именно потрясающую подборку спортивных наград.

Пример того, как спортивной наградой стал не предназначенный для этого предмет

Самые старые экспонаты коллекции относятся к 20-м годам прошлого века, к периоду становления СССР. Одна из наиболее ярких и ценных наград этого периода — инкрустированная драгоценными камнями серебряная ваза из мастерских Карла Фаберже. Конечно, изначально не предполагалось, что она станет спортивным трофеем. Однако специализированной наградной атрибутики в молодом государстве еще не было, поэтому в 1928 году команде-победительнице Всесоюзного зимнего праздника физкультуры вручили ценную вазу, национализированную после революции. Специально к соревнованиям на вазе выгравировали изображение конькобежца и название мероприятия.

Пафос иногда необходим, особенно в деле укрепления национального единства

Кубки сталинской эпохи изготавливались уже специально под крупные спортивные события. Отличительная особенность наград этого периода — использование драгоценных и просто дорогих материалов и сложных техник, в том числе и традиционных для каких-то народностей или регионов. Мастера часто работали с серебром, бронзой и мельхиором, применялись при этом скань и зернь, чернение, чеканка, гравировка. При довольно простой форме кубки все равно выглядели очень интересно: оригинальность наградам придавали за счет множества мелких деталей, в которые органично вписывали государственную символику. К сожалению, сегодня характерные для декоративно-прикладного искусства и народных промыслов приемы редко используют при изготовлении уникальных спортивных наград.


20160722_113445.jpg

Не всё, что кажется, истинно

Экспонаты 50-х выглядят типовыми, поскольку испещрены советской символикой. В это время развитие спорта набрало обороты, государство вышло на мировую арену, как сильная спортивная держава, поэтому тиражи наград значительно увеличились, но…качество изготовления и подход не изменились. Награды по-прежнему расписывались мастерами вручную, поэтому двух совершенно одинаковых наград быть просто не могло. Для декорирования таких кубков нередко использовали палехскую роспись. Сюжеты изображений обычно были на тему социалистического строительства. На каждом таком кубке из Палеха можно найти автограф расписавшего его мастера и год изготовления. Неоспоримое достоинство таких наград — их яркость. Даже спустя много лет цвета не поблекли и изделия не утратили своей торжественности. Сегодня подобным наградам тоже нашлось бы применение. Они относительно легки в изготовлении: уникальность обеспечивается исключительно за счет иллюстраций. Организациям, часто проводящим спортивные мероприятия, следовало бы взять такие советские кубки на заметку. Это обеспечило бы наградной продукции стилистическое единство, которое ведет к узнаваемости призов и таким образом способствует популяризации того, кто их вручает.

Растет и ширится мастерство советских спортсменов

В советских кубках более позднего времени — 70-х и 80-х годов. Тогда часто стали использоваться фарфор и хрусталь. Конечно, это хрупкие материалы, однако именно благодаря им призы выделялись на фоне других, преимущественно металлических, наград. В зале, посвященным истории комплекса ГТО, стоит обратить внимание на статуэтки, выполненные с использованием динамических силуэтов спортсменов. Также интересны настольные знаки, которые вручались вместе с медалями и которые можно было поставить, например, на своем рабочем месте. Такой комплексный подход в наши дни используется редко, очевидно, из-за того что это повышает стоимость одного комплекта наград. Однако решение это все равно не стоит вычеркивать из списка возможных.

20160722_105529.jpg

Спортивные коммуникаторы

По мнению Ирины Борисовны роль значков в проведении массовых международных мероприятий сейчас недооценена, а жаль, так как это хорошие коммуникаторы и памятные сувениры, которыми можно обмениваться, а затем коллекционировать. Музей спорта богат коллекцией значков, и можно проследить смену эпох и отношение к внешнему виду даже самых маленьких представителей спортивной символики. Если до восьмидесятых значки ничем не отличались от ювелирных изделий, то московская Олимпиада внесла некоторую поправку в технологию, и значки стали штамповаться, а значит, уникальность и изящество уступило место массовости и упрощенности.

Главное не победа, главное — участие!

Экспозиция музея знакомит нас не только с предметами, но и с культурой отношения к соревнованиям и к его участникам. Например, здесь представлены награды, которые вручаются не победителям. Это так называемые медали участников, и получают их все спортсмены, приехавшие на Игры. Дизайн таких медалей перекликается с дизайном призовых, однако выглядят медали участников все же немного иначе. Такую традицию можно взять на вооружение организаторам различных спортивных мероприятий, ведь почти всегда верна поговорка про то, что главное не победа, главное — участие. Также талисманы олимпийских игр выполнены не просто в виде забавных фигурок, но несут определенный функционал, ведь большинство из них – это копилки!

Из необычных, привлекающих посетителей, экспонатов нужно отметить настоящую олимпийскую медаль Олимпиады в Сочи; канадский тотем в полный рост; впечатляющую по величине спортивную награду для борцов; красный чемодан для спортсменов времен СССР.


IMG_1227.png

IMG_1192.png

Все новое — это хорошо забытое старое

В общем, Государственный музей спорта однозначно посетить стоит. Тем более что он расширяет свои владения и в следующем году изменит свой адрес. Идей в музее безграничное количество, особенно для творчества. Практически все предложенные в прошлом веке технологии и приёмы сегодня актуальны как никогда, потому что отлично подходят для решения маркетинговых, рекламных и PR-задач. А для наших дизайнеров и технологов собран отличный архив фото, как вдохновляющий ресурс и путеводитель в мир настоящих спортивных трофеев! УРА!

Спасибо всем сотрудникам Государственного музея спорта, чьими неустанными заботами сохраняется то, что следует сохранять и что должно быть доступно всем поколениям россиян, специалистам, историкам, спортсменам, да и всем тем, кто искренне верит, что красота спасет мир. Особенная благодарность Ирине Борисовне и нашему экскурсоводу Рустаму!


IMG_1229.jpg

Количество показов: 2070

Вернуться к разделу