Интервью и мнения
Комплекты наград
21.07.2016
Наш репортаж

Наш репортаж | Серия Музеи Спорта. Музей спортивной славы Сочи

Серия Музеи Спорта. Музей спортивной славы Сочи

Оригинальные спортивные награды: где искать вдохновение?

Художественно-производственная студия ART4you рассказывает о том, почему изготовителям оригинальной сувенирной продукции стоит обратить внимание на историю спортивных наград, а также делится впечатлениями от Музея спортивной славы Сочи, куда сотрудники студии ходили за новыми идеями.


Зимой 2014 года Россия принимала Олимпийские игры в Сочи, в 2018 году в нашей стране пройдет Чемпионат мира по футболу. Помимо этого в стране проводится множество других спортивных мероприятий как федерального, так и местного значения. Казалось бы, при таком обилии различных соревнований индустрия спортивных наград должна активно развиваться, должны появляться награды оригинального дизайна, изготовленные с использованием сложных техник. Однако это не так: сегодня, к сожалению, очень часто участников спортивных соревнований награждают типовыми призами, а специально разработанных не так уж много. Отчасти причина этого — в том, что и заказчики, и исполнители не представляют себе всех возможностей персонификации спортивных наград. Поэтому художественно-производственная Студия ART4you рассказывает, куда отправиться за новыми идеями. Сегодня для вас репортаж из Музея спортивной славы Сочи. Но для начала — пару слов о том, почему за вдохновением следует обратиться именно к спортивным призам.

Дело в том, что раньше награды чаще всего вручали именно за спортивные достижения, причем для изготовления этих призов использовали прикладные искусства и ремесла. Так, в сталинскую эпоху на этих изделиях нередко встречалась восточная чеканка, инкрустация камнями по металлу, художественное литье.

Подобный опыт очень ценен; мы изучаем его, чтобы потом применить на практике, совместив с современными материалами и технологиями. Это непростая работа, однако, она приносит свои плоды. Благодаря таким исследованиям мы узнаем о тонкостях отражения в сувенирной продукции национальных традиций, о том, какие награды запоминаются. Это помогает нам создавать не просто безликие кубки под брендирование, а настоящие арт-объекты, уникальные, запоминающиеся и неповторимые. Таким вот самосовершенствованием мы занимаемся постоянно, поэтому, когда довелось посетить выставку «Спортивная индустрия — 2016», которая проходила в конце июня в городе Сочи — олимпийской столице 2014 года, было решено в свободное время посетить Музей спортивной славы Сочи.


IMG_0982.JPG  IMG_0986.JPG

Музей, посвященный Олимпийским играм, мы просто не могли обойти своим вниманием, ведь награды для этого спортивного мероприятия всегда разрабатываются особенно тщательно. В их дизайне переплетаются современные веяния и национальные традиции, объединяются новейшие и классические техники и технологии. Поэтому нам как студии, специализирующейся на уникальных изделиях, все это невероятно интересно.

Музей спортивной славы Сочи был создан в 2010 году как отдел сочинского исторического музея для того, чтобы каждый мог приобщиться «к спортивной славе Олимпийской и Паралимпийской столицы 2014 года» — так сказано на сайте музея. С самого начала музей работает не только как выставочное пространство, но и как центр общественной и культурной жизни.

Мы не собираемся рассказывать обо всей экспозиции музея, потому что наша задача не в этом. Обратим внимание лишь на то, что может послужить источником вдохновения для человека, работающего с эксклюзивной наградной продукцией.

В музейных залах главное место занимают экспонаты, связанные с Олимпийскими и Паралимпийскими играми 2014 года, много внимания уделено также и достижениям спортсменов-сочинцев.

IMG_1022.JPG IMG_1081.JPG

Как производители спортивных наград можем сказать, что стенды, посвященные отдельным спортсменам, организованы просто замечательно. Собранные воедино призы конкретного человека вдохновляют и дают богатую пищу для размышления: мы видим, как изменялся дизайн призов в конкретном виде спорта в определенный промежуток времени. Как художники и мастера из разных стран вплетали национальные мотивы при разработке внешнего вида изделия, как они изображали и размещали фигурки спортсменов, модели спортивного инвентаря, какую форму выбирали для наград, какие технологи и материалы использовали для их изготовления, какой шрифт выбрали для надписей, чем дополнили награды (лентой, футляром или чем-то другим) — весь этот богатейший опыт по-прежнему актуален в сувенирной индустрии, и потому интересен не только любителям истории.

Вот, например, на стенде, посвященном прославленному российскому фигуристу Евгению Плющенко, размещена его фотография с медалями, перекинутыми через плечо. Она позволяет оценить работу дизайнеров с лентами, которыми комплектуются эти олимпийские награды. Цвет ленты, способ ее крепления к медали, нанесенные на ленту изображения и надписи, ее цвет — это богатый материал для анализа, это множество идей, которые впоследствии можно применить на практике.

IMG_1030.JPG  IMG_1085.JPG

Не менее интересно было нам изучать на примере экспонатов музея комплексные решения, использовавшиеся для различных спортивных мероприятий: как оформлены для одного соревнования награды разного достоинства, как отражен их дизайн на грамотах и бейджах участников, в костюмах обслуживающего мероприятие персонала, в сувенирной продукции для болельщиков, в спортивном инвентаре.

Так, изучив стенд, посвященный московской Олимпиаде 1980 года, можно узнать, как адаптировали образ любимого всеми олимпийского мишки для различной продукции — для сувенирных значков, статуэток, игрушек; какие пиктограммы были разработаны для всех олимпийских видов спорта и как эти изображения перенесли на сувенирные значки и входные билеты для зрителей; как использовали логотип Олимпиады (схематичное изображение сталинской высотки и олимпийские кольца) на сувенирной продукции.

IMG_1056.JPG

Другим примером такого комплексного решения служит представленная в сочинском музее серия плакатов, которые подготовлены для будущего Чемпионата мира по футболу. Каждый плакат посвящен одному из городов-организаторов и отражает его особенности, при этом изображение соответствует фирменному стилю грядущего чемпионата: фигура футболиста из воды, отбивающего янтарный мяч, символизирует Калининград, футбольный мяч на фоне лавровой ветви и гор — Сочи с его горным олимпийским кластером, схематичный каменный цветок — Екатеринбург и весь Урал в целом.


IMG_1091.JPG

В общем, посещение музея дало нам богатую пищу для размышлений. И что особенно приятно, все новые идеи можно применять при изготовлении наград для самых разных областей человеческой деятельности. Можно — и нужно. То, что раньше не было ни корпоративных наград, ни призов за участие в телепроектах, ни многого другого, не означает, что во всех этих сферах работу надо начинать с нуля, вполне можно переработать опыт спортивных проектов, тем более что он очень богат.

Количество показов: 2685

Вернуться к разделу