Оригинальные спортивные награды: где искать вдохновение?
Художественно-производственная студия ART4you рассказывает о том, почему изготовителям оригинальной сувенирной продукции стоит обратить внимание на историю спортивных наград, а также делится впечатлениями от Музея спортивной славы Сочи, куда сотрудники студии ходили за новыми идеями.
Зимой 2014 года Россия принимала Олимпийские игры в Сочи, в 2018 году в нашей стране пройдет Чемпионат мира по футболу. Помимо этого в стране проводится множество других спортивных мероприятий как федерального, так и местного значения. Казалось бы, при таком обилии различных соревнований индустрия спортивных наград должна активно развиваться, должны появляться награды оригинального дизайна, изготовленные с использованием сложных техник. Однако это не так: сегодня, к сожалению, очень часто участников спортивных соревнований награждают типовыми призами, а специально разработанных не так уж много. Отчасти причина этого — в том, что и заказчики, и исполнители не представляют себе всех возможностей персонификации спортивных наград. Поэтому художественно-производственная Студия ART4you рассказывает, куда отправиться за новыми идеями. Сегодня для вас репортаж из Музея спортивной славы Сочи. Но для начала — пару слов о том, почему за вдохновением следует обратиться именно к спортивным призам.
Дело в том, что раньше награды чаще всего вручали именно за спортивные достижения, причем для изготовления этих призов использовали прикладные искусства и ремесла. Так, в сталинскую эпоху на этих изделиях нередко встречалась восточная чеканка, инкрустация камнями по металлу, художественное литье.
Подобный опыт очень ценен; мы изучаем его, чтобы потом применить на практике, совместив с современными материалами и технологиями. Это непростая работа, однако, она приносит свои плоды. Благодаря таким исследованиям мы узнаем о тонкостях отражения в сувенирной продукции национальных традиций, о том, какие награды запоминаются. Это помогает нам создавать не просто безликие кубки под брендирование, а настоящие арт-объекты, уникальные, запоминающиеся и неповторимые. Таким вот самосовершенствованием мы занимаемся постоянно, поэтому, когда довелось посетить выставку «Спортивная индустрия — 2016», которая проходила в конце июня в городе Сочи — олимпийской столице 2014 года, было решено в свободное время посетить Музей спортивной славы Сочи.
Музей, посвященный Олимпийским играм, мы просто не могли обойти своим вниманием, ведь награды для этого спортивного мероприятия всегда разрабатываются особенно тщательно. В их дизайне переплетаются современные веяния и национальные традиции, объединяются новейшие и классические техники и технологии. Поэтому нам как студии, специализирующейся на уникальных изделиях, все это невероятно интересно.
Музей спортивной славы Сочи был создан в 2010 году как отдел сочинского исторического музея для того, чтобы каждый мог приобщиться «к спортивной славе Олимпийской и Паралимпийской столицы 2014 года» — так сказано на сайте музея. С самого начала музей работает не только как выставочное пространство, но и как центр общественной и культурной жизни.
Мы не собираемся рассказывать обо всей экспозиции музея, потому что наша задача не в этом. Обратим внимание лишь на то, что может послужить источником вдохновения для человека, работающего с эксклюзивной наградной продукцией.
В музейных залах главное место занимают экспонаты, связанные с Олимпийскими и Паралимпийскими играми 2014 года, много внимания уделено также и достижениям спортсменов-сочинцев.
Как производители спортивных наград можем сказать, что стенды, посвященные отдельным спортсменам, организованы просто замечательно. Собранные воедино призы конкретного человека вдохновляют и дают богатую пищу для размышления: мы видим, как изменялся дизайн призов в конкретном виде спорта в определенный промежуток времени. Как художники и мастера из разных стран вплетали национальные мотивы при разработке внешнего вида изделия, как они изображали и размещали фигурки спортсменов, модели спортивного инвентаря, какую форму выбирали для наград, какие технологи и материалы использовали для их изготовления, какой шрифт выбрали для надписей, чем дополнили награды (лентой, футляром или чем-то другим) — весь этот богатейший опыт по-прежнему актуален в сувенирной индустрии, и потому интересен не только любителям истории.
Вот, например, на стенде, посвященном прославленному российскому фигуристу Евгению Плющенко, размещена его фотография с медалями, перекинутыми через плечо. Она позволяет оценить работу дизайнеров с лентами, которыми комплектуются эти олимпийские награды. Цвет ленты, способ ее крепления к медали, нанесенные на ленту изображения и надписи, ее цвет — это богатый материал для анализа, это множество идей, которые впоследствии можно применить на практике.
Не менее интересно было нам изучать на примере экспонатов музея комплексные решения, использовавшиеся для различных спортивных мероприятий: как оформлены для одного соревнования награды разного достоинства, как отражен их дизайн на грамотах и бейджах участников, в костюмах обслуживающего мероприятие персонала, в сувенирной продукции для болельщиков, в спортивном инвентаре.
Так, изучив стенд, посвященный московской Олимпиаде 1980 года, можно узнать, как адаптировали образ любимого всеми олимпийского мишки для различной продукции — для сувенирных значков, статуэток, игрушек; какие пиктограммы были разработаны для всех олимпийских видов спорта и как эти изображения перенесли на сувенирные значки и входные билеты для зрителей; как использовали логотип Олимпиады (схематичное изображение сталинской высотки и олимпийские кольца) на сувенирной продукции.
Другим примером такого комплексного решения служит представленная в сочинском музее серия плакатов, которые подготовлены для будущего Чемпионата мира по футболу. Каждый плакат посвящен одному из городов-организаторов и отражает его особенности, при этом изображение соответствует фирменному стилю грядущего чемпионата: фигура футболиста из воды, отбивающего янтарный мяч, символизирует Калининград, футбольный мяч на фоне лавровой ветви и гор — Сочи с его горным олимпийским кластером, схематичный каменный цветок — Екатеринбург и весь Урал в целом.
В общем, посещение музея дало нам богатую пищу для размышлений. И что особенно приятно, все новые идеи можно применять при изготовлении наград для самых разных областей человеческой деятельности. Можно — и нужно. То, что раньше не было ни корпоративных наград, ни призов за участие в телепроектах, ни многого другого, не означает, что во всех этих сферах работу надо начинать с нуля, вполне можно переработать опыт спортивных проектов, тем более что он очень богат.