Интервью и мнения
Комплекты наград
12.08.2013
Статьи экспертов

Статьи экспертов | Цена и ценность. Часть вторая

Кандинский 2.jpg

Студия ART4you разработала призы для премии Кандинского 2013 и поговорила о предстоящем событии с куратором премии Шалвой Бреусом. Сегодня мы говорим с господином Бреусом о том, как современный художник может справиться с влиянием государственной идеологии, и насколько это опасно.

  До каких рубежей вы готовы допустить идеологию самого художника?

  До рубежа, после которого идеология побеждает самого художника. Пример – Владимир Маяковский. Его творческая, а затем физическая смерть.

 

Что же такое качество в искусстве? 

 L1009374-4002-290x290.jpg

Если сумею определить это – получу Нобелевскую премию. На сегодняшний момент очевидно только то, что качественный критерий образуется на стыке нескольких общественно-культурных систем: системы собственно художников, системы критиков, музейщиков, галеристов, специалистов искусства и, конечно, зрителей.

   Известный галерист Ларри Гагосян и сотоварищи давно уже спроектировали для сообщества четкий оценочный аппарат для современного искусства на основе денежных сумм, уплачиваемых за тот или иной продукт. Насколько от всего этого  отстает художественный критерий, который вы пытаетесь сформировать своей премией? Не бессмысленно ли сражаться с этим «конвейером», от которого и так, в принципе, на 99 процентов зависит, что зритель будет видеть в галереях и музеях в ближайшее время после очередной трендовой встряски?

  Ошибочно полагать, что только от них зависит, какие вещи осядут в галереях после очередной встряски. К счастью, рыночная цена – важный, но далеко не главный критерий оценки искусства. Сила меркантильного подхода в его простоте – чем дороже стоят произведения, тем лучше художник, чем дешевле – тем он хуже. Не надо прилагать никаких интеллектуальных усилий - посещать музеи, слушать лекции и т.д. Достаточно зайти в интернет и узнать цены. Однако, цена и ценность разные категории. Если представить Троицу Рублева на международном аукционе, то цена на нее вряд ли превысила бы цены на работы модернистов. Но если говорить о ценности этой иконы для русской культуры, для России, то она бесценна, а цена ее не имеет верхнего предела.

 Теперь о Гагосяне и иже с ними. То, что они делают, никакого отношения к ценности не имеет. Они четкими маркетинговыми ходами взвинчивают цены на своих художников, часто вполне талантливых, а потом снимают золотую стружку. Но конвейер не всесилен. Наступивший кризис это наглядно подтвердил. Цены на рыночных гомункулусов рухнули и вряд ли когда-нибудь достигнут прежних значений.

2632.jpg

 Премия Кандинского безусловно выпадает из подобной логики. Мы принципиально дистанцируемся от арт-бизнеса. У нас нет галерей, нет аукционных домов. Мы стараемся стоять над битвой за славу, успех и денежные знаки, в которую затянут наш крохотный арт-сектор, и добиться институционального признания чистого, некоммерческого искусства. Можно по разному оценивать решения жюри, но одно очевидно – они не основаны на коммерческом подходе к искусству. Если бы мы хотели подхватить какой-нибудь визуальный тренд, «заработать» на нем, то жюри, я вас уверяю, выбирало бы художников с большим коммерческим потенциалом. Но мои коллеги уже второй год останавливаются на очень сложных и неоднозначных вариантах. «Братья и сестры» и «Родина-дочь» Беляева-Гинтовта, «Танки» Анатолия Осмоловского, это не фотография Че, такое едва ли растиражируешь.

 Беседу вел Иван Пачко, пресс-служба студии ART4you


Количество показов: 17094

Вернуться к разделу