Интервью и мнения
Комплекты наград
17.10.2015
Статьи экспертов

Статьи экспертов | История Чемпионских поясов в профессиональном боксе и не только…


Когда дело касается сугубо мужских видов спорта (по происхождению) - борьбы, бокса, единоборств, гиревого спорта, - наблюдается такая картина: чемпионов награждают не кубками и лавровыми венцами, а массивными кожаными поясами со сложными, порой довольно навороченными, металлическими накладками. Откуда произошла такая традиция? Почему возникло такое исключение?

Если погрузить руки в почву истории есть три причины для такого эксклюзива:

Причина первая – наидревнейшая

Ныне отнесенный к аксессуару пояс долгое время был вообще первой и единственной одеждой человека. Первобытная жизнь была незатейливой и мобильной, поэтому для удобного передвижения и борьбы за существование нужны были всегда свободные руки и ноги, поэтому пояс служил главным хранилищем нехитрого скарба. К нему крепили орудия труда, охоты, шкуры и т.д., таким образом, всё это добро постепенно образовало юбку (да простят меня современные мужи), которая стала к тому же защитой от холода и ветров. Вслед за этим мы можем соблазниться погружением в разно национальные истории эволюции поясов, кушаков, схенти, ремней и т.д., но нас интересует не это, а их боевое предназначение.

Этот культовый элемент, долго был символом положения человека в обществе. А вся история человека – это история войн, а значит воинов и бойцов, которые без пояса никуда. Ведь никакой карман или шея не выдержат массивного оружия. К тому же пояс еще нес самую декоративную роль в одежде, его украшали особенно тщательно, ведь срок его службы был зачастую пожизненным, плюс еще и по наследству переходящим.

Приемы борьбы на поясах известны практически у всех народов с древнейших времен, особенно на востоке. Требуется короткое время для приведения пояса в боевую готовность (расстегивается, берется левой рукой за пряжку, рывком обматывается в один оборот вокруг правой руки и захватывается правой кистью так, чтобы конец смотрел вперед и прижимался к руке частью ремня, оканчивающейся пряжкой). В единоборствах часто по правилам противники могли хватать друг друга только за пояса, с целью вышибить из седла, выбросить за круг (как, например, в японском сумо), для захватов и других приемов. На поясах боролись не только азиатские народы. Область распространения этого боевого искусства значительно шире и охватывает едва ли не всю современную Европу, включая Ирландию, Шотландию, Уэльс и Испанию. Примеров много: борьба ссирым в Корее, швинген в Швейцарии, аба рестлинг в Турции, курашу в Чувашии, татаро-башкирская национальная борьба куреш. Причина такой популярности очевидна. Ведь любые конные атаки были успешны лишь тогда, когда победитель выбрасывал противника из седла. Этот навык прививался во многих армиях, от востока до запада, и тщательно отрабатывался на тренировках, где для имитации конного боя использовали пояс. Так, успех в борьбе на поясах означал успех и в настоящем бою, потому в нем и совершенствовались многие народы.

Широкий пояс защищал уязвимый живот, заменял древним воинам щит. Кроме этого, пояс также нес функцию оберега, ведь опоясывание – это заключение себя в магический защитный круг. В Китае, например, согласно китайской науке об энергетических меридианах, в теле человека существует опоясывающий меридиан, расположенный вокруг талии и соединяющий важные жизненные органы – почки, селезенку, кишечник и печень. К тому же именно этот меридиан отвечает за устойчивое положение прямоходящего человека в пространстве.

Desktop14.jpg

Причина вторая – средневековая

Итак, символ благородства, мужества и доблести – рыцарство, помимо бряцающих доспехов и кучи тяжелых орудий убийства, особенное значение придавало поясам. Хотя об этом мало кто вспоминает, но именно рыцарские ремни были носителями геральдических знаков. Кроме обозначения статуса, этот ставший к тому времени модным элемент одежды был удобен для ношения не только оружия, но и денег, гребней, документов и т.д. Течение времени в истории человечества обременяет человека разумного всяческими вещицами и вещами, имуществом, лишая мобильности и непривязанности.

В средние века функциональность пояса частично утратилась, и он превратился в аксессуар. Он стал настолько популярным, что его стали носить дамы и богатые мещане. И все же в этом элементе гардероба отражался дух времени, и именно тогда пояс обрел свое традиционное исполнение. Всегда был строго выдержан стиль и принцип сборки той эпохи. Накладные элементы из литой латуни или золота заполнены эмалью. Основание - кожа, шелк, бархат, лен. Инкрустации, чеканка, драгоценные камни, золотое шитье – все хитрости национального декора концентрировались на рыцарских ремнях.

Desktop15.jpg

Причина третья – современная

Итак, постепенно мы подобрались к современной традиции наградных поясов. Продолжению истории рыцарских поясов по определению суждено было случиться в Британии, стране-обожательнице рыцарства и бокса. Именно там и соединились две традиции, став одной – награждение боксеров и борцов никто уже и не представляет без «голубой мечты» каждого победителя в руко(ного)прикладных искусствах. Как две первые причины стали третьей?

Это случилось в пору расцвета культового бокса, когда им еще владели настоящие джентльмены. В 1841 году в Лондоне после победы одной из культовых персон в мире бокса Бена Каунта (по одной из версий лондонский Биг Бен носит имя Каунта) его фанаты подарили ему чудесный пояс из красного бархата, украшенный серебром. Это сокровище было приобретено вскладчину и дорогого стоило не только в денежном эквиваленте, но и в плане обожания болельщиков. И что еще интересно, это еще то, что первый официальный чемпион мира в тяжелом весе Джон Лоуренс Салливан купил золотой с драгоценными камнями пояс за свой счет.

С тех пор мода награждать чемпионов поединков быстро растеклась в мире спорта, и поясов стало так много, что и не счесть. Но только четыре из них являются желанными и обладание ими – это из области тревожных снов настоящих мужчин, рыцарей ринга. Выбитые зубы, сломанные носы, распухшие лица – ничто по сравнению с триумфальным обладанием представителей реликтового одеяния – наградных поясов: Всемирной боксерской ассоциации - WBA, Всемирного боксерского совета - WBC, Международной боксерской федерации – IBF, Всемирной боксерской организации – WBO. Об обладателях этих наград можно прочитать на просторах всемирной сети, но это уже не наша история. Хотелось бы упомянуть еще два имени, мало кому известные, но для нас значимые.

Desktop16.jpg

Имена тех, кто ныне вручную делает все эти боксерские сокровища, - армянский мастер Арташ Саакян, включенный в Зал Славы Бокса Нью-Джерси, и его внук Етварт Маджян. Самые культовые боксерские пояса были разработаны и произведены более трех десятилетий назад руками теперь уже 91-го летнего Саакяна – армянина, эмигрировавшего в Америку. В пору, когда он искал работу, ему посчастливилось встретиться с дизайнером ювелирных украшений Филиппом Валентино, который вовремя оценил способность Саакяна создавать филигранные детали. В конце 1970-х годов, Арташу Саакяну, ювелиру по роду деятельности и художнику по призванию, было предложено испытать себя в обновлении Чемпионских поясов по боксу. И с 1975 г. до начала 1980-х годов, чемпионские пояса обрели свой современный облик. Этот почтенный художник-ремесленник, творец огромного количества чемпионских поясов, - негромкая, но вечная легенда в мире бокса!

Desktop17.jpg

Количество показов: 4211

Вернуться к разделу