Интервью и мнения
Комплекты наград
29.11.2012
Статьи экспертов

Статьи экспертов | Что такое художник в современном мире?

1.jpg

Про художника и его работы, представленные на выставке в Москве, написано достаточно много, в разном формате. Не буду повторять или цитировать кого-то. Хочу поделиться некоторыми мыслями-ассоциациями, которые родились в ходе посещения выставки. Я их назвала «параллельными». Так кaк практически все они так или иначе были связаны с моей профессиональной деятельностью. Наверное, в этом и состоит «великая сила искусства» — в каждом человеке она затронет что-то его, глубоко личное.


Успех невозможен без маркетинга

Чтобы сегодня художнику добиться успеха, не достаточно обладать талантом, свободно владеть материалами и техникой. Нужно быть в курсе современных арт-тенденций, следить за модными информационными поводами и злободневными темами, владеть методами собственного PR-продвижения. Одним словом, нужно представлять собой соответствующий потребностям рынка конкурентный продукт, а, главное, нужно уметь его продавать. Для этого нужно обязательно решить несколько вполне маркетинговых задач: 

• В чем ваше уникальное творческое (читай: товарное) предложение. 
• Каковы ваши миссия и ценности как художника. 
• Кто ваша целевая аудитория. 
• Постоянно следить за тенденциями рынка и вовремя актуализировать свой товар и необходимые информационные и рекламные материалы. И т.д. и т.п.

На мой взгляд, Марк Куинн виртуозно владеет современными маркетинговыми технологиями и приемами. Он предлагает публике вполне современный взгляд на мир, использует понятные широкой публике образы, всем хорошо известных героев: Кейт Мосс — как эталон идеальной красоты закручена в необычный, почти непристойный узел эта скульптура не может не приковать к себе ваш взгляд; Мальчик-зомби с ободранной кожей, девушка, изучающая череп — великолепно выполненные, эти скульптуры не останутся незамеченными; картины-коллажи, элементами которых выступают куски мяса, обрывки мышц, сухожилия, щекочут нервишки праздной публики. Для тех, кто любит покрасивее, фотокартины с цветочными композициями... Художник заявил, что «Искусство должно стать масс-медиа, как кино или мода... В Англии искусство уже перестало принадлежать узкому кругу посвященных».Знаете, Куинн пошел дальше, он превратил искусство в масс-маркет — в котором есть все, что способно удовлетворить потребности сегодняшнего обывателя. 

3.jpg

Нужны всем понятные сюжеты и темы

Куинн и его искусство — полноценный и чрезвычайно актуальный продукт, порожденный современным рынком. Нынешний обыватель, не важно какого уровня образования, вполне хорошо информирован. Он где-то слышал, что раковина — это символ женского начала, а также образ вселенной. И у Куинна мы встречаем огромную золотую раковину, названную «Происхождение мира», — стой себе и размышляй, сколько захочешь.

Орхидеи всегда воспринимались как цветы чрезвычайно чувственные, и не нужно быть чрезмерно озабоченным, чтобы увидеть в конструкции цветов что-то очень откровенно женское. А теперь берем многократно увеличенный цветок орхидеи, красиво его раскрашиваем, и перед вами эффектный арт-объект, полный скрытых намеков и вполне лобовых посланий.

Все знают, что папиллярный узор пальцев каждого человека уникален. Увеличиваем, переносим некоторые из этих рисунков в гипс, раскрашиваем. Получаются эксклюзивные изображения (другими они не могут быть по определению), при рассматривании которых всплывает набор вполне предсказуемых мыслей-ассоциаций: «Уникальный рисунок пальцев — Неповторимая судьба человека — А что скрывает каждая линеечка, каждый извив? — Ох, как все это таинственно!» И вот уже зритель ощущает себя знатоком и ценителем — ему доступны и эти образы, и эти ассоциации. Ах, как мне нравится этот Куинн!

2.jpg

Нужно уметь совмещать и скрещивать

Чтобы добиться полного ощущения, что вы занимаетесь искусством, нужно не бояться экспериментировать. И у Марка Куинна это очень хорошо получается. Что собой символизируют знаменитые белые самолетики? Это, как взглянуть. Кто-то увидит разломанные, сросшиеся, искореженные фигуры —пугающие результаты генетических экспериментов. Кто-то узрит позы из Камасутры, только все такое синтетически чистое, почти стерильное. А кто-то вполне невинно заметит оригинальные снежинки, которые с неба могут упасть! Тема самолета во всех трех вариантах прочтения (А их может быть и больше. Сам художник говорит про облака из самолетиков)привносит новое звучание, новый смысл. Эта работа, действительно, чрезвычайно интересная и по-хорошему оригинальная.

Но вот метод рисования-раскрашивания по фотографиям вызывает массу вопросов. Да, конечно, цветы умрут раньше, чем может быть написано полотно 1,5×2 метра. Да, момент ныряния под воду нельзя задержать-зафиксировать даже на 10 минут, но почему-то от этих работ остается ощущение какого-то одного большого обмана. Почему-то кажется, что так не правильно, что это уже не искусство. 

Все время свербит вопрос: «Неужели искусство — это просто авторская интерпретация того, что ты снял на фотоаппарат?» Но почему тогда мы не считаем каждую фотографию — дочка на утреннике в детском саду, портрет родителей, глупо улыбающиеся друзья-сокурсники — шедеврами? Или вопрос в размере изображения и в раскрученности имени автора. 

-х-

Прочитала текст и поняла, что звучит от так, будто я всем своим организмом не принимаю художника и его творчество. Парадокс в том, что многие его работы мне понравились — цветочные композиции с удовольствием повесила бы у себя в гостиной. А ради золотой раковины даже поставила бы отдельный столик. Правда, если бы она была поменьше раз в 10. А самолетики вообще понравились безоговорочно.

Знаете, эта выставка — отличный повод подумать над тем, что такое современное искусство и кто они — современные художники. И очень свежо звучит название выставки — «Большое колесо продолжает вращаться». И пусть оно вращается и вращается, и пусть художники пробуют себя, пусть зрители ходят и смотрят: и ругают, и хвалят, недоумевают и интерпретируют. И будет так вовеки веков.

Светлана Пономарева.


Количество показов: 27745

Вернуться к разделу