Интервью и мнения
Комплекты наград
30.01.2013
Диалог с клиентом

Диалог с клиентом | Подарки – признак дружественности

В конце декабря прошлого года студия «ART4You» решила провести небольшое исследование, чтобы понять, какой сегодня должна быть сувенирная продукция и как к ней относятся те, кто ее дарит, и те, кто эти подарки получает. К сожалению, предновогодняя суета несколько затянула нашу работу. Впрочем, результаты не утратили своей актуальности.

К участию в исследовании мы пригласили заказчиков и партнеров студии. Их попросили ответить на три вопроса.

Первый вопрос звучал так: нужно ли от имени компании дарить партнерам и заказчикам подарки на Новый год или по другим поводам?

Ответы на этот вопрос не были откровением. Все до единого участники опроса считают, что дарить сувениры на Новый год нужно обязательно. Как сказала одна из участниц опроса, «Новый год – это момент обмена позитивными "флюидами", и обмен будет волшебным только в том случае, если в процессе задействованы обе стороны». Вот еще несколько ответов. Итак, дарить подарки на Новый год надо:

  • «в знак внимания и уважения»;
  • потому что «это важная составляющая часть программы лояльности клиентов»;
  • «в случае тесного и конструктивного общения с заказчиками – как признак хорошего тона и подтверждение важности партнерства. Или […] для сглаживания проблемных моментов, возникших в ходе взаимодействия»;
  • «чтобы 1) напомнить о себе, 2) выразить уважение от имени компании, 3) построить и дружеские отношения с контрагентом, а не только сухие официальные, 4) поблагодарить за сотрудничество».
Также наши респонденты предлагают поздравлять коллег, партнеров и заказчиков
с «классическими» календарными праздниками. Вот, например, что нам сказали по поводу 8 марта:

  • «Сегодня принято дарить небольшие подарки на 8 марта, и если компания этого не сделает, она будет выглядеть невежливой. А женщины, они немного злопамятны :) )»
  • «Удивительно приятно получать цветы. Не забывайте про это, пожалуйста».
Интересно отметить, что с каждым годом становится все больше и больше людей, которые считают поводом для поздравления не только календарные праздники вроде 23 февраля и 8 марта. Правда, тут же звучит оговорка: «Если финансовые возможности позволяют». Видимо, кризис все-таки дает о себе знать.

Наш второй вопрос касался подготовки к праздникам и непосредственно вручения подарков. Мы спросили, нужно ли что-нибудь менять в привычном процессе выбора корпоративных подарков и в самой процедуре поздравления с Новым годом. Отвечая на этот вопрос, респонденты были не очень единодушны. Одни сказали, что ничего не хотят менять ни в процессе подбора, ни в процессе дарения. Другие написали, что выбор подарков нужно начинать заранее, ведь «это экономия сил, нервов, времени и денег». Но вдогонку этой здравой мысли всегда летели пессимистичные «Никогда не получается», «Невозможно утвердить бюджет», «Как ни стараемся, всегда в самом конце декабря получается: то задержал поставщик, то еще какое-то ЧП».

Впрочем, и первые, и вторые сказали, что к выбору подарков следовало бы подходить более креативно.

  • «Новый год вполне домашний праздник и подарки должны быть "теплыми и персональными". И лучше негромоздкими. А кружки и ручки немного надоели».
  • «В подборе нужно больше креатива. Корпоративный подарок должен быть связан с фирменной легендой, а не просто украшен логотипом».
  • «Добавили бы креативности, т.к. все идеи чаще всего сводятся к продуктовым корзинам. Увы!»
  • «Подарок должен быть пусть недорогим, но оригинальным и полезным. Приятно, когда видно, что над идеей подарка думали и что это не простая формальность».
  • «Все поздравления превращаются в формальность: ты отправляешь пакет с курьером, и тебе в ответ приходит пакет с курьером. Может, стоит подключить и другие каналы восприятия, например, организовать поздравление в виде выступления тирольского хора. Поющих курьеров запомнят навсегда!»
Самым сложным оказался последний вопрос: были ли в нынешнем зимнем сезоне и в течение всего года какие-то сувениры и подарки, от которых хотелось бы воскликнуть «Вау!»? В основном респонденты ограничились короткими «не было», «не получали»… Но встретилось и несколько развернутых, интересных ответов. Хотим привести их полностью:

  • «Был такой «ВАУ»-подарок. От одного из наших партнеров. "Подарок под конец света". В коробке лежали бумажные фиолетовые очки с названием "Мне все фиолетово", спички "Зажги как в последний раз" и беруши "А мне все пофиг". Подарок понравился оригинальностью, юмором и «закосом» под хэнд-мейд».
  • «Есть у нас одно агентство, которое всегда дарит необычные подарки, и этих подарков всегда ждешь, потому что интересно, что же в очередной раз придумают. Дарили книжки про кота Саймона и Ежика в тумане. Дарили веселые упаковки чая пуэр. Дарили подарочный сертификат на кофе с пирожными. А самый незабываемый подарок – самодельные печенья, в которые были спрятаны личные пожелания. А еще когда-то была крошечная коробочка с маленьким золотым свитком со стихами. Это было несколько лет назад, но все до сих пор вспоминают».
  • «Был один такой подарок. Недорогой и креативный. Это было оригами “Cобери сам”. Мне кажется, что отношение к подаркам понемногу меняется. Сегодня топы во многих корпорациях – достаточно молодые люди с хорошим чувством юмора. Но гос. сектору по-прежнему принято дарить консервативные подарки».
Вот такие вот результаты получили мы, общаясь с нашими заказчиками и партнерами. Насколько интересной и полезной окажется эта информация для вас, коллеги по сувенирному цеху, решать вам сами. А мы уже сделали ценные выводы!

В завершение хотим привести еще одну цитату: «Человек получает удовольствие именно от процесса дарения. И не надо отказывать себе в этом удовольствии».

P.S. Художественно-производственная студия «ART4You» и агентство маркетинговых коммуникаций «The Mellows» благодарят всех, кто принял участие в нашем небольшом исследовании. Особую благодарность мы хотим выразить тем, кто нашел время и подошел к процессу неформально и творчески.
Количество показов: 2779

Вернуться к разделу