Интервью и мнения
Комплекты наград
10.05.2012
Диалог с клиентом

Диалог с клиентом | Нужны ли сувенирщики рекламному рынку?

Нужны ли сувенирщики рекламному рынку?

Вячеслав Колыбин, руководитель отдела персонала «Железнодорожного рекламного агентства ЛАЙСА».

Он должен был выступать на круглом столе, который состоялся 11 апреля и был посвящен теме «Взаимоотношения заказчиков и исполнителей эксклюзивной продукции: партнерство или противостояние?» Т.к. Вячеслав в это время был в командировке, он не смог принять участие и мы попросили его поделиться отдельными нюансами своего выступления.

Особенностью вашего рекламного агентства является то, что сувенирами у вас могут заниматься сотрудники совершенно разных подразделений и отделов – в одном случае, для клиентов, в другом, непосредственно для нужд вашего агентства. Получается, что в сувенирной теме, в специфике сувенирной отрасли должен разбираться каждый сотрудник компании? 

Да, все верно. Это и сотрудники BTL отдела, и отдела маркетинга, и HR отдела, и секретариата.

При отборе соискателей на разные должности в ваше агентство вы как-то учитываете эту свою специфику? Как-то по-особому их тестируете, оцениваете? Если да, то как?

Мне кажется, что таких методик нет не только у нас, но и, вообще, в России. Это ведь такая узкая специализация, которая может быть востребована только в крупных компаниях. Если же мы говорим о небольших (до 150-200 человек) или среднего размера компаниях (в пределах 500 человек), то здесь более важна такая черта, как универсальность сотрудника. И второе полезное качество – способность, придя в компанию, быстро сориентироваться. И, если перед новичком станет задача решить вопрос с сувенирной продукцией, то важно, как быстро он найдет нужную информацию и сможет ее обработать. И выделять это в отдельную специализацию никто не станет, и, мне кажется, это разумно.

Более того, узкая специализация, на мой взгляд, не является дополнительным козырем. Опыт работы в разных областях, умение решать самые разнообразные  задачи серьезно расширяет кругозор и профессиональное видение сотрудника.

 
Давай попробуем рассмотреть этот вопрос с другой стороны – ты, как специалист по подбору сотрудников, хотел бы знать о существовании какие-то особых методик по оценке «сувенирных способностей» своего будущего сотрудника? Может быть, самому что-то специальное разработать?

Я бы пошел другим путем. Оценивал компетенции, которые необходимы для такого рода специалистов. В первую очередь, это креативность, затем – способность оперативно принимать решения  в соотношении «цена – время». Эти люди впоследствии с меньшими трудозатратами и с большей долей вероятности «попасть в яблочко» угадывают с сувенирами и подарками. Проблема многих специалистов заключается в том, что они очень долго копают. А сроки поджимают – уже мероприятие на носу, уже все спрашивают, где призы, все ли готово – а он все выбирает. И либо опоздает со сроками, либо вынужден будет выбирать из оставшихся вариантов – более дорогих, но позволяющих уложиться в оставшееся у него время. Т.е менеджерские, организационные качества оказываются важнее способности ориентироваться в реалиях сувенирной отрасли.

 А как оцениваются эти способности будущего сотрудника?

Для этого, конечно же, существуют специальные методики оценки. Что такое креативность? Способность в стандартном увидеть нестандартное. Это еще и способность слушать заказчика – когда тот в неформальном общении дает ориентиры в том, что ему нравится или не нравится. Т.е. умение собрать информацию, проанализировать ее, сделать вовремя подходящие предложения, способность «продать» свою идею заказчику важнее каких-то специфических знаний в сувенирной сфере.

А еще, знаешь, что мне особенно запомнилось в той презентации, что вы проводили для наших сотрудников (прим.: по просьбе агентства «Лайса» Светлана Пономарева проводила в январе с.г. презентацию-тренинг для сотрудников), это то, что в подарке наиважнейшим является форма, а не содержание. Т.е. само изделие должно быть дополнено грамотными словами поздравления, хорошо продумана процедура дарения. Цена подарка зависит не от его реальной ценности. А от полученных впечатлений, ярких воспоминаний о моменте дарения.

Что такое в привычном понимании корпоративный подарок в России? Это дорогой алкоголь или стандартный сувенирный набор из 20-30 стандартных «фишек». А вот придумать что-то особенное, пусть даже не особенно дорогое, сделать из чего-то даже привычного памятный подарок за счет необычности прочтения, оригинального смысла – на это способны немногие. Вот в чем креативность.

Т.е. ты считаешь, что для успешного выполнения своих обязанностей по поиску и подбору сувенирной продукции требуются просто хорошие менеджерские качества?

Да, именно так – менеджерские компетенции: способность вести переговоры, умение «раскрыть» заказчика, т.е. дать выговориться клиенту и услышать, чего он все-таки хочет. И потом проанализировать эту информацию и вычленить «зерно».

 Как выявляются все эти качества?

Самое правильное – составить набор необходимых компетенций, на основании которых составляются кейсы. Т.е. мы моделируем ситуации, типичные для исполнения тех или иных обязанностей. Мы просим соискателя принять участие в решении тех или иных проблем. В зависимости от выбранных им решений, понятно, как он будет действовать в той или иной ситуации. Мы говорим про проективные методики. Каждый человек всегда при принятии решении руководствуется не какими-то абстракциями, а своим предыдущим опытом. Мы заставляем его «проблемно» мыслить, и наш соискатель начинает проецировать свой опыт, знания и навыки на данную ситуацию.

Как у вас в  агентстве решается вопрос с восполнением каких-то отсутствующих знаний и навыков у молодого сотрудника?

В первую очередь действует система наставничества. Адаптация за счет работы с теми из сотрудников, которые обладают особыми знаниями или навыками. Существует два подхода. Первый, когда в компании нет каких-то эксклюзивных носителей информации, все сотрудники соответствуют заданному корпоративному стандарту. И второй, когда компания стремится заполучить самых одаренных и опытных, т.к. именно такие эксклюзивные единицы способны придать компании новый импульс. Это «локомотивы» компании, но только при условии, что они делятся своими знаниями. Нельзя жадничать. Чем больше ты отдаешь кому-то, тем больше получаешь взамен. Таков закон.

Мы часто сталкиваемся с такой ситуацией, когда сотрудники одной  компании не знают, что работают с одним и тем же подрядчиком. Или с тем, что ушел сотрудник, и всё – работа прекратилась, никто, кроме него, не знал, с кем и что делалось.

Мы затронули вопрос единого информационного пространства компании. Нужно добиться такой ситуации, когда люди делятся между собой информацией самого разного толка. Например, прошло мероприятие, сотрудник рассказывает, что получилось, что нет. Делает свои выводы, дает какие-то предупреждения. А другие могут видеть, с кем нужно работать, с кем не стоит. Как избежать каких-то ошибок…

Мы это постепенно решаем у себя в компании. Например, сейчас создаем закрытый информационный портал на базе нового сайта. Там сотрудники смогут получать информацию о партнерах и подрядчиках, получить доступ к рабочим документам, рекомендации, к кому обращаться по тем или иным вопросам. Надеемся, что люди начнут делиться информацией о событиях, как в их личной жизни, так и в рабочей среде. А затем привыкнут обсуждать некоторые проблемные аспекты. Та же сувенирка. Например, есть программа лояльности для клиентов. Давайте посоветуемся.

Отличная идея. Но вы неизбежно столкнетесь с проблемой отсутствия навыка общаться и работать, пользуясь этим инструментом. Ведь на это требуется время. Или, если я обращаюсь за советом к своим коллегам, не будет ли это воспринято как моя некомпетентность?

Ко всему новому мы сложно привыкаем. Но, как все живые существа, мы оптимизируем свои энергозатраты. Еще вчера социальные сети были чем-то непривычным для нас, а сегодня обойтись не можем без них. Так и здесь. Все только на своем примере. Начнем сами. А там и другие подтянутся.

Мне хочется за счет единого информационного поля приучить людей к системности. Если говорить про внутрикорпоративные потребности в сувенирной продукции, то заранее понятно, кому мы будем дарить подарки и сувениры. Известны более и менее все поводы для дарения: календарные и профессиональные праздники, чьи-то дни рождения… Главное подготовиться заранее. Чтобы был в компании некий шкафчик с подарками, откуда можно взять подарки разные – дорогие и попроще, подходящие под разные поводы. Но, чтобы этот шкафчик случился, нужно все время говорить и говорить.

Может быть, эти начинания будут кем-то восприняты как влезание в чужую зону ответственности или выявление чей-то некомпетентности, но потом, мне кажется, что все оценят удобство.

Получается, что в вашем случае отдел HR выступает своеобразным модератором решения проблем, в том числе сувенирных?

Неважно, кто выступает главным зачинщиком разумных изменений, главное, чтобы они происходили.
Количество показов: 12080

Вернуться к разделу