Интервью и мнения
Комплекты наград
14.08.2013
Статьи экспертов

Статьи экспертов | Цена и ценность. Часть третья

Кандинский 2.jpg 

Студия ART4you разработала призы для премии Кандинского 2013. Куратор премии Шалва Бреус в специальном интервью для студии ART4you рассуждает о том контексте, в котором “Кандинский” существует с момента его учреждения в 2003 году.

  В искусстве постепенно начали выявляться устойчивые типы нового времени. В кино вот, в самых стилистически уверенных работах последних лет («Простые вещи», «Бумажный солдат», «Морфий», «Дикое поле») в роли центрального персонажа неизменно выступает доктор-интроверт. Герой изобразительного искусства начала 2000-х, он кто? 

  Герои менялись. В 90-е это были радикалы, например, Осмоловский, художники, выбирающие крайние формы эпатажа, как Кулик. Затем в центре общественного внимания оказались баловни рынка, например Дубосарский и Виноградов. Сегодня радикализм не в моде, эпатаж – им никого не удивишь. К счастью, ненормативное слово на холсте, уже не рассматривается как предел смелости художника. В очередной раз выясняется, что гораздо больше смелости и силы нужно для ежедневной работы в мастерской, не думая о финансовом успехе и не ориентируясь на сиюминутные вкусы. Что не отменяет радикализма, эпатажа и финансового успеха как дополнения к труду и таланту. 

  А Вам не кажется, что это, наоборот, коварная болезнь: многие совсем еще молодые художники сегодня, та же Диана Мачулина, та же Ирина Корина, при всём их творческом остроумии ностальгируют и черпают вдохновение из тех времен, в которых они сами никогда не жили? Это вообще нормально? 

  Без этого никак. На мой взгляд, в этом нет ничего нового. Художники из поколения в поколение черпали вдохновение в прошлом, например в античных и библейских темах. Вся эпоха Возрождения на этом построено. «Я памятник воздвиг себе нерукотворный» это заживший своей жизнью и весьма вольный перевод Горация.  «Письма с Понта» и «Скорбные элегии» изгнанника Овидия вдохновляли изгнанника Иосифа Бродского. Современные российские художники не исключение – многих, безусловно, волнует прошлое, в особенности имперские и советские темы, тема войны.

 Поэтому ничего удивительного я не вижу в том, что жюри «Кандинского» в этот раз запеленговало именно этот лейтмотив, взяло его за отправную точку: во многих работах наших художников присутствует «двоемирие», замечен синтез нескольких эпох. Это никакая не болезнь. Если уж на то пошло, бояться нужно другого. Как любили повторять итальянские футуристы, есть три непримиримых врага и растлителя искусства, против которых каждый художник должен бороться с ожесточением. Это подражание, осторожность и деньги, которые сводятся к одному – трусости. Большинство наших художников в этом не обвинишь.

 Беседу вел Иван Пачко, пресс служба студии ART4you

 343552398.jpg

Шалва Бреус. Краткая справка

 Бывший замминистра имущественных отношений РФ, нынешний Председатель попечительного совета премии Кандинского, издатель искусствоведческого журнала «Артхроника» и глава целлюлозно-бумажного комбината «Волга»  Шалва Петрович Бреус родился в Сухуми в 1958 году. Выпускник экономического факультета МГУ им. Ломоносова, кандидат исторических наук. В 1998 году – заместитель губернатора Красноярского края. С начала 2000-х годов входил в Совет директоров различных промышленных госструктур, среди которых ОАО «КамАЗ» и ОАО «Апатит».

 

Премия Кандинского, самая дорогая и авторитетная из ныне существующих в России, учреждена в 2007 году Шалвой Бреусом, редакционной коллегией журнала «Артхроника» и Советом директоров Deutsche Bank. В центре ее внимания – современная живопись, графика, скульптура, фотография, перформанс, инсталляция – квинтэссенция творческих экспериментов за год.

 Ежегодно жюри премии выбирает из всех поданных заявок 40 наиболее интересных и техничных работ и устраивает осеннюю выставку номинантов. После 2007 года экспозиция переехала из центра современных искусств «Винзавод» и теперь проходит в Центральном Доме Художника, занимает в срденем три с половиной тысячи квадратных метров и ежегодно привлекает внимание около тридцати тысяч москвичей.


Количество показов: 34490

Вернуться к разделу