Интервью и мнения
Комплекты наград
08.08.2013
Статьи экспертов

Статьи экспертов | Цена и ценность. Часть первая

subscriber_372391.jpg

Студия ART4you разработала призы для премии Кандинского 2013 и по этому случаю поговорила о предстоящем событии с куратором премии Шалвой Бреусом.

10 сентября заканчивается онлайн-стадия отбора номинантов на новую, седьмую по счету, премию Кандинского. После этого для жюри устроят закрытый показ всех конкурсных работ, а ориентировочно со 2 по 27 ноября выбранные произведения будут представлены на выставке в Центральном Доме Художника на Крымском валу. Председатель попечительного совета «Кандинского», издатель журнала «Артхроника» и глава целлюлозно-бумажного комбината «Волга» Шалва Бреус, объясняет, почему иммунитет премии, ставшей весьма скандальной еще четыре года наза, вытерпит любые метаморфозы – культурные и политические.

Обратимся к прошлому премии, которое было весьма бурным. Не осталось, кажется, ни одного арт-критика, который бы не высказался по поводу того, что главный приз премии Кандинского в 2008 году достался «художнику радикальных взглядов». «Ультраправому почвеннику». Если уж вспоминать все мнения профессионального сообщества, – еще и «фашисту». Не боитесь, что нынешняя премия выльется в еще более ожесточенный и бесконтрольный дискурс? 

Нет, совершенно. Ожесточенная дискуссия по широкому спектру вопросов, когда этический и профессиональный уровень обсуждения выходит за рамки мелких групповых и частных  интересов  - это как раз то, что надо. Что касается бесконтрольности. Поражает ужасающий уровень критики. В общем котле были переплавлены евразийцы и мистические «криптофашисты», коммунисты и либералы; критики тогда позволяли себе аргументы вроде «эта работа мне неотвратительна», категоричность зашкаливала. Причем это происходило на премии не только в 2008-м, но и практически во все последующие годы. Обсуждение окончательно переместилось в область политики, и едва ли кто-то вспомнил, по какому поводу вообще-то все собрались.

На мой взгляд,  суть возникшей проблемы в попытках оценить художника не по художественному критерию, а по его политическим взглядам. Но, чрезмерная идеалогизация искусства еще ни к чему хорошему не приводила. Нам уже было стыдно за изгнание Солженицына, за шельмование Бориса Пастернака, за грубое давление на Эрнста Неизвестного. Список, к сожалению, можно продолжить. Поэтому с идеологической оценкой искусства желательно быть очень осторожными. Обществу пора уже выработать антитела против этого опасного вируса. Должно быть четкое разграничение: идеология проецируется на социальную основу, искусство – на художественную.

И ещё одно наблюдение. Известно много примеров критики художников за инакомыслие консервативной частью общества. События вокруг премии Кандинского – первый пример в нашей новейшей истории, когда художника, по политическим соображениям, преследуют критики и кураторы, считающиеся либеральными. Это очень тревожный симптом. 

Чтобы оградить премию от идеологии, вы тратите так много усилий. Но как быть, если среди самих художников встречаются политически заостренные персоны?  Принять их творчество, значит последовать императиву собственной эпохи.

Полностью оградиться от влияния невозможно. Бессмысленно бороться с ветряными мельницами или с самим ветром. Художники и члены жюри живут на «обитаемом острове» и многих из них волнуют политические и идеологические вопросы. Обратимся к финалистам премии прошлых лет. Дмитрий Гутов исповедует коммунистические идеи. Алексей Беляев-Гинтовт участвует в евразийском движении. Дмитрий Врубель работает на грани политической и социальной сатиры. Это совершенно не противоречит принципам премии Кандинского. Но для организаторов премии принципиально важно, чтобы жюри оценивало художников не за их политические убеждения, а за творческие достижения. Неважно, если при этом сквозь краски на холсте проступает идеология. Кто сейчас помнит, к какому двору был приближен тот или иной флорентийский художник (вопрос крайне в то время важный). Когда мы читаем «Божественную комедию», важно ли для нас то, что Данте активно участвовал в политической жизни и был изгнан из Флоренции за политические симпатии к партии «белых гольфов». То, что экспрессионист Нольде состоял в нацистской партии, Малевич в разгар Красного террора служил Уполномоченным по делам искусств,  Рерих был убежденным евразийцем,  Филонов состоял в расстрельных тройках, а итальянский футуристы тяготели к тоталитарной идеологии, не мешает сегодня  выставлять их произведения в крупнейших музеях мира. Время безжалостно  уносит  идеологическую муть, выдвигая на первый план художественные критерии. И сегодня речь уже не идет о том, коммунист был художник или буржуазный националист. Речь о том, качественно это искусство или нет. 

Беседу вел Иван Пачко, пресс служба студии ART4you

Количество показов: 15753

Вернуться к разделу