Интервью и мнения
Комплекты наград
02.07.2013
Статьи экспертов

Статьи экспертов | Никита Меделец: "Мы покупаем не автомобиль, мы покупаем эмоции"

COVER.jpg

Мы продолжаем серию публикаций, посвященную выдающимся людям разных профессий, с которыми студии ART4you довелось работать в статусе партнеров. Сегодня у нас в гостях Никита Меделец, промышленный дизайнер Всероссийского Научно-Исследовательского Института Технической эстетики.

98580013.jpg

В начале мая в России вышла новая книга Никиты “Взаимовлияние дизайна, материалов, технологий на легковой автомобиль”. В этой уникальной работе, написанной ярким профессиональным языком, рассмотрены приемы и методы формообразования легковых автомобилей с учетом новых тенденций в инновационных технологиях и материалах, а также приведен исторический обзор развития новых технологий и прогрессивных материалов параллельно с демонстрацией их влияния на формирование внешнего вида автомобиля.

О том, почему автомобильный дизайн столь важен для всей отрасли машиностроения, в чем проявляется эмоциональны подход концерна Mercedes-Benz, каким образом в дизайн автомобилей во все времена закладывались человеческие черты и мимика, и о многом другом в контексте своей новой книги Никита Меделец поведал лично.

приложения_Page_16.jpg

Как менялись формы и размер автомобиля по мере того, как материалы, используемые при его проектировке, становились все более легкими?

Начнем с того, что на протяжении более чем столетней истории становления и развития автомобилестроения внешний вид и конструктивные особенности сильно изменились. По сути, образ автомобиля, в каком мы привыкли его воспринимать, нисколько не изменился. Легковой автомобиль так и остался наземным средством передвижения на колесах, подразумевающим перевозку водителя и пассажиров в заданном, как правило, практически неизменном объеме в пространстве. Хотя известны экспериментальные разработки автомобилей способных не только ездить, но и плавать, и летать. Форма и размер автомобиля менялись постепенно и если говорить в общем, то на это было несколько причин. Поскольку автомобиль проектировался для человека и под его потребности, эргономические параметры шлифовались и доводились до совершенства от модели к модели, при этом вопрос безопасности всегда присутствовал вместе с эргономикой. С расширением рынков сбыта и появлением конкуренции автопроизводители смещали фокус внимания при проектировании на идентификацию своих марок, а также вводя дифференциацию моделей, под конкретные потребительские задачи (автомобиль представительского класса, спортивный, для семьи, для передвижения по бездорожью, городской и т.д.), что несомненно сказывалось на форме и внешнем виде автомобиля. Как это ни странно, но все новые технологии, внедряемые в производство автомобиля, скрыты от потребителя при первой визуальной оценке изделия. Это наиболее остро прослеживается в последние десятилетия, нежели на раннем этапе формирования образа автомобиля, когда произошел скачок в трансформации от кузова каретного типа к цельнометаллическому. Сегодня трудно визуально отличить автомобиль гибридный от бензинового или на электродвигателе, а также выполнен ли кузов и его части c использованием алюминиевых сплавов или композитных, полимерных материалов. Имеются ли на автомобиле стекла переменной прозрачность или нет, насколько они толще или тоньше стандартных - визуально не ясно. Все это выясняется только по уже известным заложенным техническим характеристикам. На сегодняшний день одной из актуальных проблем является вопрос габаритных размеров автомобиля. Новые требования к автомобилям вынуждают проектировщиков бороться за каждый сантиметр в автомобиле, делая упор на его рациональное использование.

приложения_Page_17.jpg

Каковы основные формообразующие принципы проектирования легкового автомобиля?

Современные формообразующие принципы проектирования легкового автомобиля представляют собой сложную многоуровневую систему, в рамках которой осуществляется поиск и создание оригинальных дизайн решений. Их несколько. Образно-эмоциональный (рассматривает вопросы, связанные с образно-эмоциональным воздействием дизайна легкового автомобиля на потребителя), Средовой (включает вопросы эксплуатационного плана и назначения автомобиля, воздействия среды использования на автомобиль и наоборот), Стилистический (опирается на тенденции моды, на традиции и особенности философии того или иного автомобильного бренда), Производственно-Технологический (рассматривает вопросы, связанные с внедрением инновационных технологий и материалов на формообразование автомобиля), Утилитарно-функциональный (связан с рассмотрением вопросов взаимодействия потребителя и изделия).
приложения_Page_18.jpg

Кому (какой категории читателей) может быть интересна ваша книга и почему?

На мой взгляд, книга может быть интересна широкому кругу читателей, а также тем, кто неравнодушен к автомобилям. Может быть они найдут в ней что-то новое для себя. Также в книге отображены практически все технологии и материалы, которые есть на сегодняшний день, так или иначе используемые при проектировании легкового автомобиля.

приложения_Page_19.jpg

Ваш коллега Кудряшов Н.К. (доцент МГХПА им. Строганова) на днях выступил с любопытным докладом "Мимика и портретность в дизайне легкового автомобиля". Слышали ли вы этот доклад? Если да, то что запомнилось вам в его выступлении больше всего? Если нет, то как вы считаете, такие категории, как мимика и портретность, реально ли существуют и учитываются при проектировании новых автомобилей?

Да, я слышал этот доклад. Изучением «мимики» автомобиля занимаются многие конструкторы и ученые. Так, удивительное исследование провела компания Mercedes-Benz вместе с сербским фотохудожником Владимиром Николичом в своем музее в Штутгарде в 2012 г. Компания всегда уделяла большое внимание развитию эмоциональной связи в своих разработках. На этот раз были выбраны следующие модели: MB 300SL, MB 220S, MB W25, MB SLS AMG, MB W154, MB C-CLASS COUPÉ. Исследование проводилось с целью выявления наиболее характерных эмоциональных выражений человеческого лица в разных ситуациях и их рефлексия во внешнем виде передка автомобилей Mercedes-Benz разных лет. Оказывается «мимикой» обладают и автомобили. Сравнивая сделанные постановочные фотографии Николича и автомобилей, можно прийти к выводу, что в образе автомобилей много скрытых антропоморфных черт.
Вообще, надо сказать, что эмоциональному фактору уделяется все больше внимания в последнее время. И если на заре дизайна существовал девиз «форма следует за функцией», то теперь форма определяется эмоцией. Мы продаем эмоции, поскольку в техническом плане сегодня вряд ли можно чем-то удивить в контексте серийно выпускаемой продукции. Автомобиль сегодня превратился в некий имиджевый аксессуар, который подчеркивает стиль и позиционирование личности в социуме, о чем собственно и говорил Кудряшов Н.К., и я согласен с этим.

приложения_Page_20.jpg

Каково будущее дизайна автомобилей, на ваш взгляд? К чему придут автомобильные конструкции через 20 - 30 лет? Это будут высокотехнологичные роботизированные капсулы для перемещения людей в пространстве, не требующие участия водителя, или же мы станем свидетелями глобального упрощения внешнего вида автомобилей, как это сейчас происходит на рынке электронных портативных устройств, в том числе – мобильных телефонов и карманных компьютеров?

Прогнозировать трудно. Все может быть. Можно лишь обозначить некие тенденции, которые есть уже сегодня. Действительно, стремление к упрощению и так называемому «развеществлению» или дематериализации многих вещей идет полным ходом. Далеко за примерами ходить не придется. Так первые автомобильные фары выглядели как своеобразные колбы с карбидом, зажигание которых представляло собой целый ритуал. К середине 20 века мы имеем крупные блоки фар, состоящие из целой системы отражателей, и ламп накаливания. Тенденции сегодняшнего дня связаны с тем, что светодиоды научились интегрировать в пластику кузова незаметно. Пока не кончится углеводородное топливо, мы так и будем продолжать ездить на том, что нам предлагает рынок. Есть дизайнерские концепции, в которых транспортное средства предстают перед нами совершенно в ином образе и качестве, но к этим нововведениям потребитель не готов пока, и прав был всеми известный Раймонд Лоуи, говоривший о том, что максимально новое должно быть приемлемо для потребителя. Поэтому, как будет развиваться автомобилестроение, покажет время. Во многом это зависит от инновационного прорыва предложенного учеными и изобретателями, который лег бы в основу не только транспортных средств, но и всего предметно пространственного окружения человека.

приложения_Page_07.jpg

Дизайн автомобиля - это прежде всего услада для его владельца, или же это определенная социальная и эстетическая нагрузка, которую автоматически получает любое авто и его владелец ("ваш автомобиль, как и миллионы других, наполняют наш город, становятся частью его пейзажа. В этой связи его внешний вид должен гармонизировать с городскими видами, а не противоречить и портить их".)

Однозначно ответить на этот вопрос нельзя. Скорее всего дизайн легкового автомобиля – это симбиоз потребительских требований и определенная социальная и эстетическая нагрузка. Мне очень нравится высказывание Дмитрия Новикова (транспортного дизайнера, победителя многочисленных международных дизайнерских конкурсов) о том, что дизайн – это искусство удивлять. Удивляя, мы привлекаем внимание потребителя, а это дорогого стоит.
Если говорить о среде, то здесь есть свои нюансы. Арт-деко начала века в архитектуре также имело свои отклики и в автомобилестроении. Хай-тек 70-х нашел свое отражение и в пластике кузова многих автомобилей. Также как и деконструктивизм и хай-тач в городской среде пустили свои корни и в автомобилестроении. О чем это говорит? О том, что все взаимосвязано. И поскольку основная среда эксплуатации является город, то взаимовлияние среды нельзя отрицать. Поэтому тенденции и стили в архитектуре имею отголоски и в промышленности.

приложения_Page_08.jpg

Самый красивый автомобиль XX века и современности (после 2000-го года), на ваш взгляд?

Сложный вопрос. Сразу и не ответишь, много отличных по дизайну вещей было сделано, актуальных для своего времени. Из ранних, наверное концепт BMW Turbo 1972 г. Из серийных современных (выпущенных после 2000-го) лично мне нравятся автомобили AUDI, особенно Audi S5 Sportback 2012г. Во внешнем виде этого автомобиля нет ничего лишнего, как говорится «ни убрать, ни прибавить», в этом и заключается его прелесть. Очень четкие выверенные пропорции и лаконичный, строгий внешний вид, все это воспринимается под любым ракурсом без отторжения. Словом, шедевр, а не автомобиль. Отдельной строкой идут концепткары Renault и Citroen.

Самый "уродливый" автомобиль XX века и современности (после 2000-го года), на ваш взгляд?

Я считаю, что уродливых автомобилей не бывает. Удачный или неудачный по дизайнерскому решению? Да, возможно. Каждый автомобиль по-своему привлекателен на определенном этапе развития и в силу рядя обстоятельств, влияющих на его внешний вид.
Количество показов: 53944

Вернуться к разделу