Интервью и мнения
Комплекты наград
04.05.2012
Диалог с клиентом

Диалог с клиентом | Новый формат сувенирных отношений. О какой сувенирной компании мечтают заказчики?

Светлана Цуканова, руководитель департамента реализации проектов компании «АЭРгрупп»

Участие каждого из нас в круглом столе, посвященному взаимоотношениям исполнителей и заказчиков эксклюзивной сувенирной продукции, оказалось чрезвычайно ценным опытом. Задолго до даты проведения мероприятия нам пришлось задуматься над вопросами, которые неизбежно встают в ходе осуществления сложных сувенирных проектов. Я, например, «прокрутила» в голове весь свой опыт и поняла, что действительно хочу поделиться своими наблюдениями. И буду рада, если мои советы, мои предостережения повлияют на судьбу какого-то сувенирного проекта. Кому-то помогут выстроить продуктивные и успешные отношения.

Выступая от имени заказчиков, позволю себе смелость завить: заказчик зачастую не знает, чего точно он хочет получить на выходе. И, если быть до конца честными, то он даже не всегда хочет получить продукт, который так подробно описал в брифе.

В этой ситуации на производителей сувенирной продукции возложены огромная ответственность и надежды. Да, мы – заказчики каждый раз хотим и ждем небольшого чуда. Только забываем, что чудо – это результат кропотливой работы. Не у всех получается, как у Седрика Гиббонса, который за пару минут на совещании набросал эскиз статуэтки Оскара.

Так что же нужно сделать? Я постараюсь структурировать основные пожелания и советы для каждой из сторон.

Начнем с себя, то есть с заказчиков:

Первое. Специфика у каждого бизнеса своя, и вы, работая в своей области должны четко ее понимать. Поэтому в данном вопросе опыт знакомых  – «я там заказывал, хорошо сделали» – вам вряд ли поможет. У вас свои задачи, поэтому промониторить рынок придется самостоятельно.

Второе. Ищите компании, которая вам понравится. Понравится настолько, что вы будете до хрипоты спорить с ее дизайнерами, сидеть часами, обсуждая концепцию, мельчайшие детали вашего совместного детища. Но при этом не будет ощущения зря потраченного времени. А, наоборот, все больше в душе будет крепнуть уверенность, что «ваш продукт» будет выполнен с душой.

Третье. Не ленитесь. Нужно ездить на встречи, стараться пробраться в эти «сувенирные мастерские», смотреть материалы, пробовать складывать, комбинировать их как кубики. Здесь все, как при покупке вещей. Вы можете заказать, к примеру, джинсы в сотне интернет магазинов. Но только купленные «вживую» будут сшиты из материала, который вам нравится и идеально на вас сидеть. Поэтому просто выбором картинки в интернете не обойтись.

Далее. Верьте своим глазам. 85% людей – визуалы и будут воспринимать вашу продукцию просто с позиции «нравится / не нравится», а не искать вложенную в нее смысловую нагрузку. Но без перегибов: вещь должна соответствовать поводу – на 8 марта не дарят елку, как бы хороша она ни была.

 И главное. Само решение обратиться в ту или иную компанию – это признание их профессионализма. Для вас, как заказчика, это может быть первый, ну, второй опыт работы с сувениркой, для них – скорее всего, 158-й. Прислушивайтесь к советам, которые вам дают настоящие специалисты.

Теперь перейду к неким пожеланиям к производителям сувенирной продукции.

Отмечу, что, на мой взгляд, это довольно сложный рынок. Появляются всё новые компании, растет конкуренция. Заказчики не знают чего они хотят, не хотят ни прислушаться, ни чему-то научиться. И в этой ситуации нужно уметь проявить себя, завоевать своего клиента, а главное – его удержать.

Рынок сувенирной продукции является составной частью российского рекламного рынка, занимая около 6% от объема последнего. Для сравнения  в США на сувенирную продукцию приходится 20-40% оборота рекламного рынка, что на сегодняшний день соответствует объему в 18-20 млрд. долларов США. Но если развитый рынок на западе сейчас уже характеризуется стагнацией,  то наш переживает фазу активного роста. И у тех, кто занимается разработкой и производством сувенирной продукции, есть отличная возможность воспользоваться мировым опытом, стать первыми, сумев  предвосхитить запросы клиентов.

Итак, мои вам рекомендации. Первое. Специфика у каждого бизнеса своя, потому, получив запрос, постарайтесь как можно более тщательно изучить своего потенциального заказчика. Начните с сайта компании – чтобы иметь хотя бы минимальное представление о том, что компания делает и для кого. Чтобы не предлагать козе ненужный ей музыкальный инструмент!

Второе. Вы же опытные и готовы к получению маловменяемых брифов. Уточняйте много и настойчиво. Вытягивайте из заказчика все. Но не из серии какое стекло – матовое или прозрачное?! Это ваша сфера компетенции – предложить, как лучше. Спрашивайте по сути проекта – что за повод, кто участники, какова стилистика – все то, о чем вам может рассказать только ваш заказчик, ведь его проект, его детище. А выбор материала мы с радостью переложим на ваши плечи.

Третье. Уверенно, со знанием дела предлагайте и продвигайте свое видение – вы профессионалы, мы ориентируемся на то, что вы знаете рынок, тенденции гораздо шире нас. И от того, насколько обоснованно и убедительно вы говорите – «это хорошо, делаем так» – зависит, будет ли принята ваша идея.

Помните, что, несмотря на всю бесконечную ограниченность сроков и бюджетов, мы «ЗА» творческий подход. Ведь изначально цель – получить хороший, интересный результат.

Ну, а если вы видите перед собой клиента, потенциально готового к творческим экспериментам – действуйте тем более напористо! Даже если какие то идеи будут отвергнуты – они, уверена, не пропадут. Откуда-то ведь берутся каталоги новых интересных разработок!

Итак, что мы ждем от вас: 1) профессионализма, 2) адекватной нестандартности (!) в подходе и 3) понимания. А ключ к этому и вовсе один – это живое общение: зовите нас в гости, звоните, пишите, приглашайте на выставки. Например, на такие, как «Дизайн и реклама».
Количество показов: 27151

Вернуться к разделу