Интервью и мнения
Комплекты наград
18.05.2012
Блог Арт-директора

Блог Арт-директора | Стильный фирменный знаковый логотип

… - Вот за это я и не люблю кошек.
- Ты просто не умеешь их готовить… 
/Из рекламы./
Договоримся о терминах
Зачастую употребляя модное слово "логотип", заказчик, а иногда (что греха таить) и дизайнер имеют в виду что угодно, при этом - часто, каждый свое. Но логотип - это термин и имеет четкое определение. Термин этот происходит от греческих logos- слово и typos- отпечаток, строго говоря - "отпечатанное слово". То есть логотип - это оригинально написанное слово/слова (название фирмы, торговой марки и т.п.), этакое произведение шрифтового искусства. Ни о каких красивых картинках- зверюшках, квадратиках и стрелочках здесь речь не идет. Все это - зверюшки, квадратики и релочки - товарные знаки, знаки обслуживания или просто - знаки. Путаница произошла по двум большим и одной маленькой причинам: Первая: патентное законодательство на этот счет очень туманно и зачастую не разделяет понятия знак, логотип и торговая марка. Вторая: часто знак и логотип разрабатываются совместно, и не поймешь - где заканчивается знак и начинается логотип, зачастую они и не могут существовать отдельно друг от друга. При этом логотип может быть знаком, знак логотипом - никогда! И третья (маленькая) причина - наша исконная любовь к красивым иностранным словечкам.

puma_tm.jpg
Это товарный знак.

puma_logo.jpg
А это логотип.

Теперь о фирменном стиле. Фирменный стиль-это совокупность графических элементов, присущих только конкретной фирме (проекту), включает в себя знак, логотип, цвет (цвета) и другие элементы. При этом, как правило, фирменный стиль можно относительно часто и безболезненно менять, притом, как смена знака и/или логотипа сопряжена с массой проблем маркетингого и рекламного характера.

perekrestok.jpg
Совместная разработка знака и логотипа.
Где заканчивается знак и начинается логотип?

Я не знаю, зачем и кому это нужно…
Зачем и для чего нужны все эти знаки, логотипы, фирменные стили и прочее? Некоторые полагают, что только для того, что бы дать возможность заработать дизайнерам. Отчасти это верно, также как и то, что прически придуманы, для того чтобы дать возможность заработать парикмахерам. Логотип, знак и фирменный стиль служит для самоидентификации компании, являются одной из основных составляющих бренда. Знак же несет особую функцию. Вы иногда задумывались, зачем нужны дорожные знаки? Почему вместо "кирпича" не повесить надпись "Въезд запрещен"? Правильно на скорости прочитать надпись трудно, а знак воспринимается быстро и четко. Особая функция знака и состоит в том чтобы, быстро и четко сказать о вашей компании. Он сигналит покупателю с полки супермаркета и кричит с болидов Формулы-1, мчащихся по экрану вашего телевизора. Значение знаков, логотипов и фирменного стиля в условиях современной экономики так велико, а последствия непрофессионализма так драматичны, что прежде чем, рисовать логотип/знак своей фирмы самому, подумайте, стали бы вы самостоятельно удалять себе аппендикс.

ford.jpg
Овальная эмблема Форд существует уже более 50 лет и является одной из наиболее узнаваемых международных торговых марок. Ее прототипом стал логотип, придуманный помощником Генри Форда в первые годы существования компании. Говорят, человек этот был весьма далек от дизайна. Но, во-первых, время было другое, а во-вторых, пожалуй, это то самое исключение, подтверждающее правило.

Что делать?
Часто при разработке знаков и знаков, совмещенных с логотипами, допускаются ошибки, невидимые на первый взгляд, но в последствии могущие принести заказчику массу головной боли. Во избежание таких ошибок нужно следовать нескольким нехитрым правилам.

Белеет чернотой оранжевый желток...
При разработке знаков и логотипов в многоцветном решении, нужно думать о том, что иногда технически невозможно воспроизвести цвет, а иногда и тон (при отправке бланков по факсу, персонализации сувенирной продукции и т.д. и т.п.). Такие проблемы могут возникнуть, когда цвет, кроме эмоциональной, несет еще и существенную смысловую и графическую нагрузку, т.е. в черно-белом варианте цветные элементы сливаются в один, что меняет ритмический строй графики, а иногда делает невозможным визуальное восприятие знака или логотипа. В таких случаях лучше отказаться от подобного решения или сделать специальную разработку черно-белого варианта. Все выше сказанное в определенной степени относится и к случаю разработки фирменного стиля.

magnitika.jpg
Вполне приличный знак - логотип. Все понятно: магнит - магнитка и шрифт соответствующий.(1) При простой трансформации в черно-белый вариант разобраться что - где довольно трудно(2), но даже при корректной трансформации (3) шрифт все равно теряется, а магнит напоминает какую-то арку.

Четырехгранный куб или кубический шестигранник.
Иногда в рекламных целях нужно изготовить знак или логотип объемными, по- этому при разработке знаков и логотипов не плохо бы избегать графических элементов, которые невозможно воспроизвести в объеме. По возможности следует отказаться от теней и градиентов, несущих основную графическую нагрузку, а также от графических головоломок.

treugolnik.jpg
Попробуйте воспроизвести эту красоту в объеме.

Также желательно избегать в знаке/логотипе большого количества мелких графических элементов, что может сделать знак/логотип невоспроизводимым при персонификации сувенирной продукции и значительно снизить визуальное восприятие на телевизионной картинке (спонсорские щиты, "бортовая" реклама на спортивных мероприятиях).

mikael.jpg
Представьте этот знак на шариковой ручке.

Что русскому хорошо...
При разработке знака/логотипа нужно также учитывать одну юридическую особенность: вывеска магазина, ресторана, салона красоты и т.д. и т.п. должна быть русскоязычной (разрешено размещать на вывеске и иноязычное написание, но оно должно быть на 2/3 меньше русскоязычного). В некоторых субъектах РФ, наряду с русскоязычным вариантом размещается и вариант на национальном языке. Исходя из этого, нужно предлагать заказчикам, имеющим иноязычное название, и русскоязычный вариант, а в некоторых случаях, и вариант на национальном языке субъекта РФ.

Подводная лодка в степях украины
В заключении хочется напомнить еще одно, очевидное, казалось бы, правило: графическое решение знака и/или логотипа, должно, если не говорить о характере деятельности фирмы, то хотя бы не вводить потребителя в заблуждение. Об этом можно было бы и не говорить, если бы в логотипах, например, компьютерных фирм не встречались изображения классической капители.

Любой каприз за Ваши деньги...
Конечно, в жертву эффектной графике или пожеланиям заказчика могут быть принесены один - два вышеупомянутых аспекта. Но заказчик должен быть обязательно предупрежден, это должен быть его осознанный выбор. Это поможет Вам в последствии избежать обвинений в непрофессионализме.

Ваша подача
Разработка знака/логотипа - серьезная кропотливая работа, исходя из этого желательно при подаче разработки отразить в ней все выше перечисленные аспекты, даже в тех случаях когда графика не вызывает вопросов. Целесообразно снабдить графику концептуальным текстом, что бы заказчик знал, откуда в его знаке/логотипе появились все эти квадратики, кружочки и т.п., а также определенные цветосочетания, и мог в случае необходимости членораздельно рассказать об этом, например журналистам или партнерам. И еще один аспект, - в этом месте "Заказчиков" просим закрыть глаза, для дизайнеров же сообщим: клиенту психологически проще заплатить сумму со многими нулями за красочно оформленный альбом, чем за маленький черно-белый рисуночек, присланный по факсу.
Количество показов: 63147

Вернуться к разделу