Интервью и мнения
Комплекты наград
23.07.2013
Блог Арт-директора

Блог Арт-директора | Производственная база – ключевой элемент профессиональной подготовки промышленного дизайнера

stockvault-drawing-compasses-121508.jpg
На протяжении двух последних лет ART4you пытается решить проблему, вызванную  мощным ростом, который переживает студия, увеличением объема и сложности ее заказов. И проблема эта может быть сформулирована так: “Нехватка квалифицированных дизайнеров, готовых к каждодневной творческой работе, хорошо ориентирующихся в реалиях сувенирного производства, разбирающегося в технологиях и материалах”. В ходе самых различных мероприятий и акций студия обращается к представителям сувенирной и дизайнерской отрасли, чтобы в ходе конструктивного диалога найти варианты решения этой проблемы. Активное взаимодействие и партнерство со Всесоюзным научно-исследовательским институтом технической эстетики (ВНИИТЭ) по целому ряду проектов также является составной частью этой огромной и планомерной работы.

Сегодня мы вспоминаем главные тезисы знакового выступления Андрея Кокеева.

"Мы убеждены, что “кабинетный” дизайнер не может успешно работать в сфере промышленного дизайна. Чтобы создавать практичные, новаторские и при этом красивые вещи, он должен “от и до” разбираться во всех нюансах производства этих вещей, понимать и чувствовать материал, не понаслышке знать современные технологии. 
"Мы хотим поделиться своим видением и предложениями по тому, как можно построить процесс обучения с привлечением компаний и студий – реальных игроков на рынке интерьерного дизайна, производства разного рода продукции, в том числе сувенирной. Очевидно, что кадровую проблему, которая вызревала в отрасли два десятилетия, невозможно решить ни какими резолюциями и постановлениями. Поэтому я предлагаю ряд шагов, не требующих больших системных разработок и капиталовложений, которые могут сдвинуть проблему с мертвой точки.

"Может быть, мое первое предложение вызовет отрицательную и даже саркастическую реакцию, но начал бы я с того, что усилиями профессионального сообщества (и здесь я вижу огромные возможности ВНИИТЭ, в названии которого , кстати, ни слова о дизайне) вернуться к советскому наименованию специальности в промдизайне - “художник-конструктор”. Не секрет, что понятие “дизайнер” дискредитировано настолько, что многие коллеги стесняются этого слова, ведь часто им прикрываются непрофессионалы и разного рода прохиндеи, пользующиеся модностью этого понятия и непониманием в обществе самой сути этой профессии. Вернувшись к старому названию специальности, мы не только отсечем модный тренд, но и сделаем первый шаг к пониманию обществом сути нашей профессии.

"Усилиями компаний, имеющих свою производственную базу, и кровно заинтересованных в высококвалифицированных кадрах, организовать для студентов, равно как и для практикующих дизайнеров, “дни открытых производств”. На них предварительно сформированные группы студентов могли бы живьем увидеть то оборудование, на котором производятся их вчерашние проекты, получить исчерпывающую консультацию технологов, может быть, самим попробовать поработать на оборудовании, кончиками пальцев понять тонкости технологии.

Так, к примеру, наша студия ART4you обладает опытным производством, состоящим и следующих компонентов:
  • Литейное производство;
  • Станочный цех (традиционные станки- токарный, фрезер, гибочные, раскройные  и т.д.);
  • Столярный цех;
  • Слесарно-сборочный цех;
  • Цех камнеобработки и холодной обработки стекла.
  • Технологическая лазерная установка;
  • Комплекс порошковой покраски;
  • Пескоструйная установка.
  • Как видите, даже на нашем небольшом производстве есть что показать и рассказать, что уж говорить о более крупных производствах.

"Впоследствии подобные “дни открытых производств” могли бы стать основой для профессионального обучения. Для этого должна быть проведена определенная методическая и даже правовая работа, поскольку едва ли компании, занимающиеся производством, захотят юридически оформлять образовательную деятельность. И здесь роль ВНИИТЭ трудно переоценить.

"В заключении хотелось бы отметить, что эта форма профессионального обучения не должна становиться для компаний статьей дохода. Плата за такое обучение должна быть не выше себестоимости, а в идеале все эти мероприятия надо проводить бесплатно, но обучать только людей по-настоящему заинтересованных. Сразу возражу тем, кто считает плату за обучение неким ситом, останавливающим людей незаинтересованных, желающих получить всё “на халяву”: именно оплата за обучение привела к деградации образования. Большинством платное образование воспринимается как “услуга”, растянутый во времени способ покупки диплома. Я думаю что подобные группы должны формировать преподаватели, знающие своих студентов и видящие, кому действительно нужны знания, а кому “корочки”, и не более того.
Очень надеюсь на понимание профессионального сообщества и помощь со стороны ВНИИТЭ.
Количество показов: 2621

Вернуться к разделу