Интервью и мнения
Комплекты наград
04.02.2013
Блог Арт-директора

Блог Арт-директора | О сексе и дизайне в СССР

Вопреки расхожему мнению секс в СССР был. Называлось это, правда, по-другому, в основном матом. В медицинском лексиконе использовался термин «половой», хотя, к слову сказать, были сексопатологи, видимо из-за того, что «половопатолог» звучало бы по-идиотски. Сексом же совграждане считали забугорную индустрию вокруг этого нехорошего слова. В СССР этой индустрии не было, то есть не было стриптиза, «Плэйбоя», сэксшопов и прочей порнографии. За неё, порнографию, кстати, крепко сажали…

С дизайном дело обстояло так же: он тоже назывался по-другому – технической эстетикой (а дизайнеры – художниками-конструкторами) – и в общем и в целом наличествовал. Был даже целый Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики (ВНИИТЭ), а также свои лаборатории художественного проектирования при любом отраслевом НИИ и более-менее крупных заводах. А вот дизайна как одного из основных компонентов маркетинга не было. По причине полной ненадобности такового в условиях тотального дефицита и плановой экономики. Складывалась уникальная ситуация, когда «дизайнерские» разработки были, а «дизайна» не было. Поясню этот парадокс на примере фотографий из моего семейного архива. В 1967 году на 20-летие моему старшему брату отец подарил «зеркалку» «ЗЕНИТ-Е». Кстати, одно из немногих серийных советских изделий отличного по тем временам дизайна, да и начинка была под стать. И вот брат начал снимать все что шевелится… И не шевелится. В результате чего в нашем семейном архиве оказалось большое количество теперь уже уникальных фотографий.

zenit-e.jpg

Так вот, в конце лета 1967 года по Плющихе (в районе которой мы тогда жили) прошел автопробег прототипов советской автомобильной промышленности.

auto.jpg

Итак, рассказываю…
1. Компактный автомобиль для коммунальных служб, этакий «мотодворник». На снимке – комплектация с «поливалкой» и мини-цистерной на прицепе. Можно было также навесить щетку и плуг для уборки снега. Выглядит, по моему, прилично. Даже сегодня. В серию так и не пошел… Вообще. Сейчас закупаем немецкие «унимоги», впрочем это другой класс…
2. Специальный автомобиль для такси. Характеризовался объединенным с пассажирским салоном багажником: пассажир мог заходить в салон прямо с багажом и самостоятельно размещать его на специальной платформе. Еще одно новшество – сдвижная пассажирская дверь. В общем, г лавное его отличие от предшественников заключалось в компоновке салона, которая является одной из дисциплин промдизайна. До середины 80-х про эту модель болтали, но до серии так и не дошло. Не дошло, потому что мощностей не хватало даже для выпуска обычных машин, а для автомобиля такси пришлось бы строить свой завод, что было нужно только пассажирами такси, которые здесь были в меньшинстве.
3. 8-тонный грузовик НАМИ. В то время во всем мире на смену капотным грузовикам приходили бескапотные, которые были более маневренными и безопасными, да к тому же обладали более высокой грузоподъемностью. А «капот» и «бескапот» – вопрос компоновки, о которой я сказал выше. Когда появился опытный образец НАМИ, в СССР не было завода для серийного выпуска подобной гражданской техники (первый грузовик подобного класса, КАМАЗ-5320, появился только в 1976 году, после постройки завода в Набережных Челнах), только полусерийно собирали тягач МАЗ-500. Зато большинство армейских тягачей к тому времени были уже бескапотными. Оборонка тогда была как ребенок, в том смысле что «Все лучшее – детям!».
4. Детский автомобильчик с ДВС. Выглядела машинка по тем временам вполне современно, не шедевр, но в тренде. Ребята больше никогда ничего подобного не видели: детские автомобили в СССР были только педальными.
5. Прототип «ушастого» запорожца. В серию пошел в 1972 году (фото 6). Хотя прямоугольные поворотники появились только на лишенном «ушей» ЗАЗ-968М в 1979 году, когда «решетка радиатора» сгинула вовсе.

И вот еще две фотографии того же 1967 года. Военная техника возвращается с парада в честь 50-летия Великого Октября. Тягачи вполне приличного по тем временам вида. Они серийные, раз стояли на вооружении. Та самая военная промышленность, которой, как ребенку, отдавали все самое лучшее.

voendesign.jpg

А уж, легендарный автомат Калашникова вообще шедевр советского дизайна. Кстати Михаила Калашникова в конце 90-х с помпой приняли в Союз дизайнеров России.

kalash.jpg

В общем, это сложный вопрос, был ли дизайн в СССР.

* Фотографии 1-5 и военной техники – моего старшего брата А.Н. Ильина, остальные из открытых источников.


Предыдущая статья Дарьи Козловой на эту же тему: Был ли дизайн в Советском Союзе?
Количество показов: 2386

Вернуться к разделу